Автоматизация рабочих мест добралась и до предприятий общепита: POS-моноблок в распоряжении официанта ресторана уже не редкость. Использование этой техники позволяет обеспечивать автоматизацию учета продаж, а также движения остатков по складу.
Технически это, как правило, две разные части: POS-моноблок устанавливается на рабочем месте официанта, принимающего у посетителей заказы, вторая часть находится на рабочем месте управляющего, контролирующего остатки на складе, работу персонала и оперативное состояние финансов.
На этапе приема заказов используются не только POS-моноблоки, но и мобильные устройства для приема заказов, а также различные дополнительные устройства, формирующие, например, электронную очередь или управляющие доставкой.
Для управления торговой автоматикой ресторанов существует много разных программ:
1. R-keeper, чрезвычайно популярная программа российского производства. Она старейшая из существующих программ, до сих пор применяемая в кафе и ресторанах. Ее название для многих работников общепита стало нарицательным: так называют любые программы автоматизации ресторанов. Существуют версии этой программы, работающие с DOS, более простые и неприхотливые к «железу», а также предназначенные для Windows и намного более навороченные.
2. Iiko, программа, тоже разработанная в России, отличается большой разносторонностью, обеспечивая управление всеми видами ресурсов, снижение издержек и контроль за действиями персонала, который осуществляется в реальном времени.
Обе эти системы весьма широкофункциональны, требования рестораторов удовлетворяют в полной мере и приблизительно равноценны по стоимости.
3. В последнее время появилось много систем для автоматизации ресторанного дела, написанных на основе 1С. Это, например, разработанная компанией «СофтБаланс» система «Трактиръ», «1С Общепит» от компании «Рарус», программы «Бит Кафе» и «Бит Аппетит», выпущенные компанией FirstBIT. Несомненным положительным качеством всех этих систем является максимальная их интегрированность с системой «1С Бухгалтерия», которая весьма популярна и в любых городах находятся специалисты, достаточно хорошо с ней знакомые.
4. В последние пару лет на российский рынок вышло довольно существенное количество систем, представляющих собой облачные решения. Названий этих систем известно множество, но структурно все они приблизительно одинаково организованы. На стороне поставщика располагается сервер со всеми данными, а в самом ресторан для продаж используется или веб-клиент, или базирующееся на мобильном устройстве специализированное приложение. Используя облачную систему, владелец ресторана экономит, так как избавляется от необходимости приобретать сервер и в дальнейшем организовывать его техническое обслуживание. Настраивается такая система очень легко, внедрение обходится дешево. Не требуется приобретать лицензию – потребуется лишь абонентская плата за пользование программным обеспечением.